Свои выдающиеся высказывания и Цитаты Эрих Фромм посвятил взаимоотношениям и положению людей в обществе. Наибольшую популярность получили выдержки из труда «Искусство любить». Немецкий психоаналитик, философ и социолог стоял у истоков зарождения фрейдомарксизма и неофрейдизма. Фромм считал, что главной ошибкой психоанализа является отсутствие понимания того, а как же нужно жить человекц. Именно познанию этой непростой истины и были посвящены многочисленные работы философа и психоаналитика. Его афоризмы и цитаты не были посвящены какому-то одному аспекту, а охватывали буквально все грани человеческой жизни, поэтому и нашли широкую популярность у публики.
Эрих Фромм лучшие цитаты и афоризмы
Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
Без веры невозможна жизнь человека. Вопрос в том, какой будет вера будущих поколений: рациональной или иррациональной. Будет ли это вера в вождей, машины, успех; или это будет непоколебимая вера в человека и его силы, основанная на опыте собственной плодотворной деятельности.
Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями.
Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.
Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития.
Вряд ли есть ещё какая-нибудь деятельность или инициатива, которая начинается с такими огромными надеждами и ожиданиями и так регулярно заканчивается провалом, как любовь.
Если другие люди не понимают нашего поведения — ну и что? Их требования, чтобы мы делали только то, что они понимают, попытка продиктовать нам. Если это «необщительно» или «иррационально» в их глазах, пусть будет так. Главным образом, они негодуют на нашу свободу и нашу храбрость, и хотят быть нами. Мы не должны никому объяснять и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на них. Сколько жизней было разрушено этой потребностью «объяснить», которая обычно подразумевает, что объяснение «понято», то есть одобрено. Позволь своим делам быть оценёнными, но знай, что свободный человек должен давать объяснение только себе, обращаясь к причинам и совести, и некоторым, у кого может быть оправданное требование к объяснению.
Эволюция человечества свидетельствует о том, что за исключением ряда примитивных обществ социум строится по принципу управления и эксплуатации большинства его членов незначительным меньшинством. Управление большинством осуществляется посредством применения силы, однако одного этого фактора недостаточно. Сознание большинства должно быть заполнено в основном вымыслами и заблуждениями, в результате чего оно по собственной воле соглашается подчиняться меньшинству.
Сама смерть ужасна, но мысль о том, что придется умереть, так и не пожив, невыносима.
Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает от лишь того человека, которого ожидают в нем видеть — человека, который язык общения заменил бессмысленным лепетом, живой смех — синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния.
Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.
Болезнь — в сущности не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.
Осознание своего одиночества и отъединенности, своей беспомощности перед силами природы и общества превращает его отъединенное, расколотое существование в невыносимую тюрьму. Переживание отъединенности вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир – вещи и людей, это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать.
Если Вам понравилась наша подборка Цитаты Эрих Фромм, обязательно поделитесь этой страничкой в социальных сетях.